Время собирать камни (patryot2010) wrote,
Время собирать камни
patryot2010

Побег от кризиса на российском газе

Кризис на Украине разрастается. Теперь он крепко ухватил за горло энергетику. А энергетика - это базовая отрасль, от которой зависит все: от гигантских металлургических предприятий до городского водопровода и канализации. В этой ужасающей картине разрушения почти незамеченным остается весьма важный аспект - моторное топливо. И, что самое парадоксальное, этот аспект оказывает на страну куда большее воздействие, чем, к примеру, украинский угольный кризис. Речь мы поведем о пропанбутане (сжиженных углеводородных газах, СУГ).

Даже в лучшие годы Украина была беднее России. Да, были плюсы, к примеру, более низкие расценки на коммунальные услуги. Но средние зарплаты на Украине были ниже, товаров на них приобрести можно было меньше, а такой важный товар, как бензин, стоил в среднем на 25% дороже. С тех счастливых пор покупательная способность граждан Украины, только по официальным данным, снизилась более чем на четверть, а топливо и коммунальные услуги подорожали.

Основным ответом простых украинцев на дороговизну бензина (и дизтоплива) вот уже более 20 лет является перевод транспорта на газ. В первую очередь - на пропан¬бутан. Вполне ожидаемо, что после скачка инфляции процесс газификации украинского транспорта ускорился.
Если в 2013 году, по данным Украинской энергетической биржи, было потреблено около 0,9 млн т пропан¬бутана, то в 2016 году этот показатель вырос до 1,35 млн т. На нужды украинской промышленности идет всего 5% СУГ, 10% берет на себя коммунально¬бытовой сектор, а 85% потребляются в секторе автогаза.


Притом собственное производство СУГ на Украине в последнее десятилетие неуклонно снижалось, а импорт рос. По данным UPECO, в январе-октябре 2016-¬го спрос на СУГ на Украине вырос на 35% (с 896 тыс. т до 1,21 млн т). А так как производство сократилось на 2,3% (до 321 тыс. т), импорт вырос на феноменальные 56% (до 890 тыс. т).
Происходящее было ожидаемым. Бензин Аи¬-95 на Украине сейчас стоит 24,5 гривны (более 52 рублей) за 1 л. Местами - дороже. То есть в новых экономических условиях бензин становится роскошью. При этом пропанбутан стоит в два раза дешевле.
Переоборудование автомобиля на СУГ - дело быстрое и недорогое. Окупаемость зависит от среднегодового пробега. Возможно, вы проезжаете очень мало - менее 3 тыс. км в год. Тогда переоборудование не имеет смысла, так как не отобьете затраты до того, как поменяете машину. Или она развалится от старости.

Не будем забывать, что переводом транспорта на газ занимаются не только простые автомобилисты, но и целые автопарки. Такси, микроавтобусы и небольшие грузовики проезжают за год очень большие расстояния, соответственно и потенциал экономии на топливе у них крайне высок.

Кстати, об экономии. Следует учитывать, что 1 л пропан¬бутана не соответствует 1 л бензина. Если на 100 км вам хватает 10 л бензина, то пропан¬бутана в тех же условиях потребуется 12 л. Это надо учитывать для вычисления возможной экономии.

Пусть на Украине стремительно газифицируется транспорт и растет потребление пропан¬бутана. Но каким же образом все это касается России?

Дело в том, что Россия - основной поставщик СУГ на Украину. И если в 2015 году из нашей страны туда было поставлено 400 тыс. т пропан¬бутана, то в 2016 году этот показатель увеличился до 700 тыс. т. Россия сегодня обеспечивает примерно 75% всего украинского импорта.

По оценкам нефтехимического холдинга "СИБУР", товарное производство СУГ в России в 2016 году составило 13,9 млн т (на 0,7 млн т больше, чем в 2015-¬м). Потребление на внутреннем рынке также выросло - примерно на 0,3 млн т. По существующим планам темпы роста производства в ближайшие годы будут опережать темпы роста потребления. Конечно, в России ожидается дальнейшее развитие нефтехимических производств. А СУГ - ценнейшее сырье для нефтехимии, из него производится масса товаров, с которыми каждый из нас сталкивается в жизни. Однако в случае перепроизводства спасительным клапаном для "лишних" объемов рассматривается экспорт.

Если в 2015 году экспорт СУГ составил 5,7 млн т, то в 2016-¬м - 6,1 млн т. Значительная часть этого прироста пришлась на долю Украины. Кроме того, увеличились поставки в Польшу: с 1 млн т в 2015 году до 1,2 млн т в 2016-¬м. Примечательно, что часть этого объема была реэкспортирована на Украину. Прямая аналогия с "реверсом" природного газа: когда под видом европейского метана Украина покупает российский, но дороже.

В тот же период Россия примерно на 30% сократила поставки СУГ в Турцию. Это благотворно сказалось на возможностях удовлетворить потребности Польши и Украины.
Из¬-за привлекательности экспорта внутрироссийский потребитель в отдельные моменты 2016 года сталкивался с дефицитом и резкими скачками цен. Везти СУГ за границу оказалось выгоднее, чем продавать российскому потребителю. К счастью, некоторые игроки, будучи ориентированы исключительно на внутрироссийский рынок, не допустили полномасштабного дефицита, и к осени ситуация полностью нормализовалась.

Но в текущем году ситуация с ценами на бензин и дизельное топливо на Украине неминуемо усугубится. Кроме того, значительно вырастут тарифы на коммунальные услуги, и для многих предприятий экономия на горюче-¬смазочных материалах станет одним из немногих доступных способов сохранить какое-то подобие рентабельности. Все это приведет к дальнейшему росту потребления пропан¬бутана на украинском транспорте. Увеличится импорт. А кто протянет Украине руку помощи? Только "страна-¬агрессор". Россия.

Но насколько это получится сделать, если учесть, что поставки в ту же Турцию восстановятся? К счастью, производство СУГ в России растет, так как нефтегазовые компании увеличивают объем утилизации попутного нефтяного газа, а также наращивают добычу газового конденсата - основного сырья для СУГ. Так что, несмотря на вероятность кратковременного дефицита и роста цен на внутреннем рынке, и российский потребитель не останется без пропанбутана, и братским (несмотря ни на что) народам достанется.


http://izvestia.ru/news/667632
Tags: кризис, украина
Subscribe

promo patryot2010 august 29, 2015 23:21 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Очерки по истории Украины-Малороссии-Новороссии. Учебно-методическое пособие для начинающих "сепартістов і терористів" Украинский Миф Восстания 30-Х Годов XVII века в Малороссии Восстание Богдана Хмельницкого и Переяславская Рада Малороссия после Б. Хмельницкого.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments