– Да, и у меня очень странное от всего увиденного впечатление: я почувствовал себя жестоко обманутым. Я ожидал увидеть «цветы зла», роскошные по своей гнусности поделки, которые источают вокруг себя зловоние и отравляют все пространство, а вокруг них – витающих бесов, вдохновляющих г-на Гельмана в его обычной деятельности. Но вместо «цветов зла» и туч бесов я увидел только одного беса – смертельной скуки. И совершенно откровенную, банальную и дешевую халтуру, за которую берутся непропорционально огромные деньги. Для представителей так называемого современного искусства ключевое слово – «креативность»; проблема в том, что ни малейшей креативности в том, что делают Гельман и его компания в Перми, проявлено не было. Для символа Перми не придумали ничего умнее буквы «П» – такой банальный ход придет в голову первокурснику любой академии дизайна. При лицезрении надкушенного яблока у Горьковской библиотеки тут же приходит на ум логотип компании «Эппл». Единственная серьезная гнусность, подобная той, что творят пачкуны Гельмана в столице – рубят иконы топором, гадят в музеях и так далее – это сидящие на административном здании «красные человечки», которые пародируют знаменитую деревянную скульптуру «Христос в темнице» из пермской галереи. Это гаденькая пародия на священное, ровно в том духе, который г-н Гельман любит, это его фирменный ход – глумиться над святыней.
Что самое неприятное и отвратительное во всей катавасии гельмановских проектов в Перми? Я очень хорошо помню момент, когда она началась: в этот момент Пермь оказалась в фокусе интереса нашей патриотической интеллигенции. Потому что пошла мода на романы Алексея Иванова, на Чусовую. Стали воспринимать Пермь, как место, где родилось очень живое, очень свое, ориентированное на традицию региональное сознание. Очень многие рвались поехать в Пермь, побродить по описанным в романах местам, посмотреть, что еще здесь есть. Узнали о пермском зверином силе. То есть обозначилась явная точка роста. И вдруг на эту точку роста садится стервятник и начинает кричать, что он сделает тут что-то невероятно крутое, привлекает все внимание на себя. А люди, которые эту точку роста развивали, вынуждены значительную часть своих сил тратить на то, чтобы от него отбиваться. Тот же Иванов снял с Парфеновым «Хребет России», но естественное развитие уже затормозилось, потому что приходится тратить очень много сил и нервов на отбивание гельмановских атак.
Я бы обратился к пермякам с предложением просто игнорировать халтуру г-на Гельмана сотоварищи. Они ведь даже вашу ненависть и возмущение считают рекламой. Не надо доставлять им радость и удостаивать хоть какого-то внимания.

http://dp.perm.ru/article.php?id=7322
Journal information